Компьютер в жизни детей. Вред или польза? Как найти золотую середину в использовании компьютера для обучения детей.

Вопрос о том вреден или полезен компьютер (компьютерные игры)для детей залает себе каждая мама. На сегодняшний день ни один человек не может представить себе жизнь (работа, учеба) без компьютера. Многие школы и университеты переходят на онлайн обучение.. Сейчас выпускают множество компьютерных игр и обучающих программ для детей. Причем с каждым днем эти программы и игры становятся доступны (т.е. рассчитаны) на более маленький возраст детей. Уже с 3-4 лет дети могут играть в обучающие игры (читать, считать, писать). На сколько это вредно и опасно? Боюсь на сегодняшний день сложно оценить пользу или вред от "общения" с компьютером - на это уйдут годы... Только со временем, когда вырастит это поколение "компьютерных" детей станет ясно - была ли польза от компьютерных игр или сильнейший (непоправимый) вред здоровью детей. На эту тему я нашла очень интересную статью. Читайте и делайте выводы сами - быть или не быть...

Статья:
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.

В работах Л.А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация , которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так как он делает значимым и ярким содержание усваивемого материала , что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов .

Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой тоже не следует.

Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

И так компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуеться сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

К сожалению, сейчас нередко встречаються дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Черезмерное общене с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они всеже воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвегает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе.Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.

И всеже компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Т. Козак


В нашем доме компьютер появился, когда сыну не было еще четырех лет. Первые несколько дней наш слегка избалованный "взрослым" общением и окружением наследник был уверен, что эта классная игрушка принесена исключительно для него, единственного. Но компактов с играми папа с мамой еще не приобрели и, создав несколько шедевров в Paintbrush , дитя несколько остыло. К тому времени родителям удалось объяснить малышу, что компьютер нужен маме и папе для работы, а его, малыша, "машинное время" будет далеко не бесконечным.

Скажу честно, рекомендаций врачей типа "ребенок 4-5 лет может работать за компьютером не более 7 минут в день" мы не могли выполнить никогда. Думаю, что все родители, совершившие этот шаг, я имею в виду - поставившие дома компьютер и допустившие, чтобы их чадо увидело хотя бы раз, как "это" работает, согласятся со мной. С этого момента битва за право уткнуться в экран будет бесконечной и жестокой.

Могу представить себе возмущенный хор врачей и педагогов, твердящих об испорченных глазах, искривленных позвоночниках, жестокостях компьютерных игр и "поколении домоседов" и призывающих родителей строго регламентировать отношения ребенка и этого электронного врага свежего воздуха и "нормальных" детских игр в прятки и классики.

Но, на мой взгляд, действительность проста и сурова - взгляды ребенка формируются не под влиянием "правильных" указаний и наставлений, а на основании его, ребенка, ежедневного чувственного опыта - то есть того, что он ежедневно видит и слышит.

А видит он, что папа, наспех поужинав, достает из портфеля новый диск и на час, а то и на два перестает существовать в нашей скромной реальности, погружаясь в межгалактические "разборки", а мама вечером, укладывая чадо спать, говорит: "Спокойной ночи, дорогой, спи, а я еще немножко посижу в Интернете" Утром ребенок видит у экрана папу, просматривающего новости, а днем - маму, печатающую статью. И чего вы хотите от ребенка? Я не играю в компьютерные игры, но мой малыш обиженно заявляет: "Ты работаешь уже два часа, а мне разрешаешь играть только 20 минут". Конечно, можно культивировать в семье гораздо более прохладное отношение к компьютеру, но тогда не совсем понятно, зачем он вам дома нужен.

Кроме того, из опыта некоторых знакомых семей, где компьютер был приобретен для обучения детей (старших школьников) и родители не проявляют к машине особого интереса, я знаю, что там процесс общения ребенка с компьютером выходит из под контроля полностью. Ребята просиживают у экрана все время, пока родители на работе, "списывают" рефераты из Интернета, обмениваются дисками с друзьями. Тогда трудно говорить и о контроле времени, проведенного за компьютером, и о контроле содержания игр. Родители теряют терпение. Допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его - наказанием за провинности. Конфликт углубляется…

Когда я слышу такие истории, проблемы с моим пятилеткой, который упрашивает: "Ну добавь мне 5 минут!", и для которого еще веским доводом для немедленного выключения машины остается суровое папино : "Поставлю на машину пароль!", начинают казаться мне теми самыми "цветочками", после которых все еще впереди. А что же кстати впереди? Наверное никому не придет в голову отрицать, что -хотим мы этого или нет - для "молодого поколения" компьютер станет такой же повседневной вещью, как холодильник или газовая плита для нас. От этого уже не уйти. Мы сами мечтаем о том, чтобы наши дети получили отличное образование и стали хорошими специалистами - расскажите мне, как вы это себе представляете без компьютеров? Значит пора признать суровую правду жизни и постараться с самого начала все-таки управлять этим процессом.

Как? Попробую поделиться своим скромным опытом.

Мы стремились покупать ребенку диски с "обучающими" играми. Математика для самых маленьких (Зареалье), отличная географическая игрушка "Мой первый удивительный исследователь мира" (фирмы Dorling Kindersley), "Вундеркинд плюс" (Nikita) - сейчас этих игрушек много, обзоры их можно посмотреть, например, в журнале "Домашний компьютер". Выбрать есть из чего. Не хочу заниматься рекламой каких либо конкретных программ - каждый родитель в состоянии подобрать что-то для своего ребенка.

Взгляды ребенка формируются на основании его, ребенка, ежедневного чувственного опыта - то есть того, что он ежедневно видит и слышит.

Хочу отметить вот что. На мой взгляд, нельзя просто дать ребенку диск с "Уроками математики" и ожидать долгого интереса и серьезных успехов. Компьютер для самых маленьких должен, по-моему, быть не средством получения информации, а возможностью повторить и проиграть самостоятельно то, что ребенок узнал от взрослого - из беседы, занятия, чтения. Тогда вы сможете быть уверены, что малыш действительно узнал что-то новое, а не просто перебирает варианты ответов на экране и смотрит красивые картинки. Кроме того, вы сохраните у него уважительное отношение к "печатному слову", к книге, к самому процессу чтения.

Ну и наконец - вы, вероятно, хотите быть для своего малыша большим авторитетом, чем этот яркий экран. Тогда пусть он все-таки пока узнаёт все самое интересное от вас (напомню, что разговор идет о маленьком ребенке, для которого почти вся информация нова, интересна и усваивается, несмотря на ее невероятное количество, с потрясающей эффективностью).

Но одними "обучалками" вам, вероятно ограничиться не удастся. Я знаю одну семью, где девочки 5 и 8 лет решают задачки в Exсel`е и пишут рассказики в Word`е, и почти не играют в игрушки, но это, скорее, исключение из правил.

Рано или поздно ваш ребенок увидит просто "игрушку" - с лабиринтами, стрельбой, космическими кораблями. На мой взгляд, однозначно только одно - ребенка надо максимально долго оберегать от злых, некрасивых, действительно жестоких сцен в играх. Если папа - любитель попалить по монстрам, на экране кровь рекой, а из динамиков несется непрерывная стрельба и жуткие стоны - малышу нечего делать в одной комнате с компьютером. Но от отца, сидящего за штурвалом космического корабля, возможно, отгонять ребенка и не стоит. Из всего можно извлекать полезные уроки.

Папина игра в "Parkan" стала для нашего сына началом бесед об астрономии, а кроме того мы резко начали выговаривать букву "Р", нарисовали несколько потрясающих космических пейзажей и раскрасили, и вырезали бесчисленное множество роботов и космических кораблей, которые мама терпеливо срисовывала с сопровождающей игру книжицы. (Илюшке было четыре года и он классно научился пользоваться ножницами).

Вообще, наш малыш - личность весьма увлекающаяся (есть в кого), и его постоянно приходилось тормозить, иначе после получаса игры взрослым приходилось еще столько же выслушивать его впечатления и фантазии на тему…Потом энтузиазм слегка угас, старые игрушки поднадоели - очевидно, все, что мог, он от них получил.

Пора признать суровую правду жизни - "общение" наших детей с компьютерами уже неизбежно - и постараться с самого начала все-таки управлять этим процессом.

Очередной всплеск произошел, когда у него появилась своя приключенческая игра с каким-то котенком, бродящим по джунглям и лабиринтам, и воюющим с псами и прочими врагами. Здесь уже была стрельба и всевозможные опасности, но нарисована игрушка оказалась вполне пристойно, а попробуйте вы вырастить мальчишку не играющего в определенный период времени в войну. Мы смирились. Ребенку были выставлены жесткие требования по ограничению времени игры, а история с котом-героем обсуждалась с мамой по вечерам и послужила основой для множества придуманных сказок. Это уже дело мамы - создать из незамысловатой "стрелялки" историю о добре и зле, правильно расставить акценты и постараться, чтобы это пошло ребенку на пользу. Постепенно, кстати, и эмоции, связанные с новой игрой слегка утихли, ребенок беспрекословно выключает компьютер по первому требованию и все чаще обсуждает идею приобретения живого котика.

Ну и конечно нас не миновали проблемы, связанные непосредственно со здоровьем ребенка.

Да, сидение за компьютером не идет на пользу ни осанке, ни зрению. Но и эту проблему надо признать существующей и попытаться решить, а не просто максимально ограничить ребенку машинное время. (Еще раз повторю, нам лично не удалось выполнять предписанные санитарные нормы вроде "7 минут в день")

Наш сын играл по 20-30 минут, сначала 1 раз в день, потом, к пяти годам, добился права на две, а то и три получасовых игры в день. Может быть это и много. Мы в своем родительском энтузиазме совершили столько грехов (с точки зрения врачей и педагогов), что выхода уже не было. Мы просто попытались компенсировать возможность нарушения осанки активным образом жизни, походами, плаванием, частыми выездами в лес.

А для предотвращения проблем со зрением очень полезно научить ребенка простейшей гимнастике для глаз - поочередному сосредоточению взгляда то на близкой точке, то на далекой; попеременным взглядам влево-вправо без поворота головы. Конечно, без консультации специалиста, точно отследить состояние зрения ребенка сложно, но самые простые меры безопасности не повредят.

Ну вот, сын пришел требовать обещанную вторую игру. "Мама, ты долго работаешь, у тебя устанут глазки!" Уступаю место у монитора, но стараюсь не уходить далеко - в этой сложной системе "ребенок-компьютер" лучше быть рядом, рядом со своим подрастающим малышом. И тогда это взаимодействие пойдет вам всем только на пользу.
Источник:

С нетерпение буду ждать Ваших комментарием на тему "Роль компьютера в развитии детей"

Читайте еще "Как развить у ребенка абсолютный слух"
и "Как научить ребенка петь чисто"
Читать еще Куда поехать в отпуск с ребенком?
Смотреть все статьи блога о развитии детей

Комментариев нет: